10 величайших накрытий 20-го века

Очередной неудачный бизнес-проект твоего друга по выращиванию редких перепончатых сусликов в балконных условиях — это мелочи в масштабе нашей планеты. Вот посмотри, как роскошно можно сесть в лужу, если ты государство и в твоем распоряжении находятся миллиарды народных денег!

1. Iridium

ВЫКИНУТО: 6 ООО ООО ООО долларов.
Наверное, половина человечества жила бы себе спокойно, если бы не другая, привередливая половина. Одному из инженеров Motorola попался особенно капризный экземпляр. Во время отпуска на Карибах эта мадам с утра до вечера жаловалась на то, что ее любимый мобильник в этой глуши представляет собой абсолютно бесполезную горку электродеталей. «Дорогой» должен был немедленно что-то придумать. И он придумал! Так возник проект спутниковой связи Iridium, и Motorola стала основным его инвестором. Провайдеры обещали абонентам возможность звонить через спутник из любой точки земного шара, вне зависимости от наличия рядом передающей станции. Причем по одной и той же цене — что на вершине Эвереста, что в центре Вашингтона. 1 ноября 1998 года, после 11 лет работы и запуска на орбиту 66 спутников (изначально планировалось аж 77 — как электронов в иридиуме), проект был объявлен действующим. Однако девять месяцев спустя Iridium обанкротился с 4-миллиардным долгом. Рассчитывая на массовый рынок путешествующих жен, авторы проекта сильно ошиблись. Стоимость услуги оказалась слишком высокой (3000 долларов за телефон и 8 долларов — за минуту разговора!), а качество связи — низким. К тому же подсуетились мобильные операторы на Карибах и в прочих дырах, расставив около каждой приличной лагуны по передающей антенне. При общей стоимости около 6 миллиардов долларов Iridium был продан за 25 миллионов. Впрочем, ходили слухи, что благодаря этому проекту Пентагон заимел широчайшую сеть спутников-шпионов. Недаром американские военные являются крупнейшими заказчиками телефонов Iridium, которые с грехом пополам функционируют до сих пор.

2.Eurotunnel

ВЫКИНУТО: 10 ООО ООО ООО фунтов стерлингов.
Эту авантюру затеяли англичане и французы. Им наскучило ездить друг к другу в гости на кораблях, и они решили попробовать что-нибудь новенькое, например поезд. Были найдены ни в чем не повинные японские инвесторы, которые кредитовали рытье тоннеля под Ла-Маншем. Стройка века повела себя не лучше банального ремонта квартиры — оказалась ровно вдвое дороже запланированного и закончилась в ноябре вместо июля. Кредиторы помянули японскую мать и выплатили 8 миллиардов вместо пяти, недостающие средства подрядчики получили от продажи акций Eurotunnel Group доверчивому населению. Осенью 1994 года тоннель со скрипом заработал. Причем скрип был вполне буквальным: с первых же дней начались поломки подвижного состава и отказы электрооборудования, ведь всей этой технике пришлось действовать под водой. Запланированное время пересечение тоннеля (1 час) составило в реальности полтора-два часа. Дополнительные проблемы создавали судоходные перевозчики через Ла-Манш. Чтобы остаться на плаву, паромщики снизили цены на провоз на 30-40%, то же самое были вынуждены сделать ребята из Eurotunnel Group. В течение первых лет эксплуатации, «Европровал» не смог заработать даже на компенсацию годовых процентов по долгу, не говоря уже о выплате дивидендов незадачливым акционерам. Около пяти лет тоннель балансировал на грани банкротства, пока совсем недавно его не спасли финансовые лекари Coopers & Lybrand: они реструктуризировали долг и оттянули закрытие. В 2008 году тоннель даже впервые принес какую-никакую прибыль.

4.Ту-144

ВЫКИНУТО: более 400 ООО ООО рублей.
Как известно, делом первейшей важности в СССР считались самолеты, ну а девушки и прочие по-настоящему необходимые на роду вещи шли потом. Поэтому в 60-е годы прошлого века наша страна изо всех сил старалась не отставать от загра¬ницы и параллельно с Великобританией и Францией разрабатывала сверхзвуковую гражданскую авиацию. У них по итогам этой гонки получился Concorde, у нас — Ту-144. Как и было запланировано, достижение советского народа случилось на три месяца раньше, чем англо-французского: в декабре 1967 года. Через восемь лет после пробного полета рекордсмен был запущен в производство. Всего построили 16 самолетов, каждый из которых обошелся казне в 25 миллионов рублей. Однако вскоре оказалось, что Ту-144 явно не был рожден летать. Первой крупной неудачей стала катастрофа летом 1973 года на парижском авиашоу, когда советский лайнер вдруг развалился прямо в воздухе. Погибли 13 человек. Поломки и катастрофы продолжались до мая 1978 года, после чего пассажиров на Ту-144 решили больше не пускать. В общей сложности самолет совершил 102 рейса, из них 55 — пассажирские. Concorde продержался в эксплуатации значительно дольше — 27 лет. Впрочем, и его сразу прекратили использовать из-за слишком высоких расходов на топливо и ненадежности конструкции. Так что если тебе не удалось прокатиться ни на одной из этих фантастических машин, следующего шанса, возможно, уже не будет. Рост цен на нефть сделал невозможным передвижение со скоростью 10 тонн топлива на каждую тысячу километров.

4. Линия Мажино

ВЫКИНУТО: 3 000 000 000 франков.
Самый знаменитый памятник человеческой паранойе возвели французы. В 30-е годы прошлого века они очень боялись немцев и решили от них забаррикадироваться (уж что-что, а баррикады наученные революциями французы строить умели). С оригинальным предложением выступил министр обороны Андре Мажино. По его инициативе вдоль границы Франции и Германии была создана укрепленная зона протяженностью 400 километров и глубиной 20-25 километров. Стройка продолжалась 10 лет и обошлась бюджету в миллиарды довоенных франков. 142 крепости, 5000 блокгаузов, 352 каземата, бессчетное количество бункеров, блиндажей и наблюдательных пунктов, соединенных многокилометровыми подземными галереями, конечно, не было видно из космоса, зато прекрасно можно было наблюдать с другой стороны границы. Немцы поняли намек и действительно развязали войну против Франции. Они не стали штурмовать неприступную линию Мажино в лоб, а просто обошли ее с фланга — через Арденнские горы. Захват практически беззащитных соседей, которые все средства вложили в укрепления, был осуществлен меньше чем за полтора месяца. Сейчас большая часть сооружений линии Мажино лежит в руинах либо продана частным лицам.

5. Купол миллениума

ВЫКИНУТО: 789 ООО ООО фунтов стерлингов.
На Новый год принято совершать бесполезные траты. Тем более если это такой круглый год, как двухтысячный. Так что британцы особенно не задумывались, когда решили для достойного празднования миллениума отстроить посреди Лондона самую большую куполообразную конструкцию в мире. В диаметре она насчитывает 365 метров (по числу дней в году), а по кругу уставлена двенадцатью 100-метровыми колоннами (нет, не потому, что десять пальцев на руках среднестатистического британца и два больших на ногах, а банально по числу месяцев). Открытие Купола состоялось точно в срок — 1 января 2000 года, несмотря на то что смета была превышена в два раза. Однако ленивые британцы и даже активные японские туристы почему-то не захотели посещать чудесный купол в таких количествах, как было запланировано. В первый год использования аттракцион, рассчитанный на 12 миллионов посетителей, принял всего 6,5 миллиона. 31 декабря 2000 года Купол был закрыт и простоял без дела почти шесть лет, при том что его содержание обходилось Британии в миллион фунтов ежемесячно. Потом памятник новогодней расточительности решили все-таки приспособить к делу и сдали помещение под развлекательный комплекс The 02.

6. Mohole

ВЫКИНУТО: 500 ООО ООО долларов.
Многим любопытным приходила в голову мысль просверлить Землю насквозь, но только американские ученые из Национальной академии наук взялись за это дело всерьез. Для начала они решили продырявить земную кору и посмотреть, как под ней обстоят. Задача простая – сделать скважину глубиной от 10 до 30 километров, а на дне океана – и того меньше. В 1961 году для этой цели был запущен проект Mohole. В океане к востоку от острова Гваделупа началось бурение с помощью «сверла» длиной 3,5 километра. Дерзость ученых впечатляла. «Это все равно что свесить спагетти с крыши Эмпайр-Стейт-Билдинга и попробовать попасть ею в точку на земле», — заключил писатель Джон Стейнбек, побывавший на буровой платформе. Тем не менее бур достиг дна на трехкилометровой глубине и врезался в землю на 180 метров, после чего уперся в сплошной базальтовый слой. Стало ясно, что для дальнейшего продвижения потребуются куда более мощное оборудование и финансирование. Например, две специальные подводные лодки на которых крепилась бы буровая установка. Пять лет дыра не давала покоя всему американскому научному сообществу. В 1966 году правительство США волевым решением прекратило финансирование второго этапа проекта Mohole и окончательно устремилось к звездам.

7. Олимпиада в Монреале

ВЫКИНУТО: 1 610 ООО ООО канадских долларов.
Канадцы, как и положено, долго радовались, когда им достались летние Олимпийские игры 1976 года. Прибирали Монреаль, варили кленовый сироп в надежде на прожорливого олимпийского туриста и даже заказали во Франции новый стадион модному архитектору Роже Талиберу. Обнова стоила 134 миллиона канадских долларов. К стадиону прилагалась уникальная раздвижная крыша. Однако незадолго до начала Олимпиады французские рабочие устроили забастовку — и крышу прислали только через шесть лет после окончания Игр, которые сиротливо прошли под суровым канадским небом. Кстати, злополучная запчасть была сделана из рук вон плохо и даже не раздвигалась. В 1998 году стадион кое-как прикрыли постоянной кровлей, да и та дважды обрушивалась. Все остальное тоже не задалось: олимпийский огонь погас, Китай и вся Африка Олимпиаду бойкотировали, народу приехало мало, так что общий долг Монреаля после Игр составил 1,5 миллиарда канадских долларов и был выплачен лишь в 2006 году. И главное, гостеприимным хозяевам впервые за всю историю Олимпиад не досталось ни одной золотой медали!

8. Vanquard

ВЫКИНУТО: 110 ООО ООО долларов.
В этой истории мы подгадили американцам. В 1955 году обе сверхдержавы заявили о своих намерениях посмотреть на конкурентов свысока, а именно с орбиты. В Америке это дело было поручено Морской исследовательской лаборатории NRL (Naval Research Laboratory). Проект получил название Vanguard. В СССР выходом в космос занялась команда С. П. Королева, которая в итоге обошла американцев буквально на полкорпуса: «Спутник-1» просвистел через атмосферу в октябре 1957-го, за два месяца до планируемого запуска Vanguard. Американцы рук не опустили. Теперь им важно было стать хотя бы вторыми и не допустить космической монополии СССР. За запуском американского спутника в декабре 1957 года с волнением следила вся планета. И он позорно взорвался прямо на стартовой площадке! СССР, конечно, выступил с ерническим заявлением и предложил США техническую поддержку в рамках программы ООН помощи развивающимся странам. Обтекающие американцы еще раз попытались запустить Vanguard в феврале 1958 года — и снова неудача. В марте первый американский спутник был наконец выведен на орбиту, после чего последовало четыре несостоявшихся запуска, один удачный, два неудачных и т. д. В конце 1958 года, когда на Vanguard уже было потрачено 110 миллионов долларов, проект был передан военным NASA, которые сменили его название и разработали наконец надежные космические технологии.

9. Трансполярная магистраль

ВЫКИНУТО: свыше 40 ООО ООО ООО рублей.
Чтобы освоение Крайнего Севера шло бодрее, Сталин придумал построить Трансполярную железную дорогу. Трасса должна была продублировать Северный морской путь, пересечь Обь и Енисей и соединить Архангельскую область с Норильском. Теоретически это было неосуществимо, на практике — в стране существовал ГУЛАГ, с помощью которого любая сказка делалась былью. Проект был запущен в 1947 году, на сооружении дороги работало около 80 ООО человек. Дорогу планировали открыть в 1954 году. За год до финала на 1500-километровом отрезке пути, проходящем через вечную мерзлоту, стройка прекратилась. Двигатель социализма умер, а новое руководство объявило амнистию. Сотни километров путей оказались заброшенными. Местные жители называют их «Мертвой дорогой».

10. Дворец Советов

ВЫКИНУТО: сумма затеряна в довоенных архивах
На 1-ом съезде Советов в 1922 году было решено построить не только светлое будущее для потомков, но и что-нибудь материальное для себя. Например, специальный Дворец Съездов. 10 мая 1933 года после долгих и бурных обсуждений проект мегадворца был наконец принят. Он должен был вознестись на месте храма Христа Спасителя, стать самым высоким зданием на Земле и увенчаться колоссальной статуей Ленина (для масштаба представь себе, что один только палец Ильича, указующий в прекрасные дали, должен был простираться на 6 метров!). Окружающие улицы, например Волхонку, решено было закатать в бетон и устроить на их месте автостоянку. Автором всего этого великолепия был товарищ Б. М. Иофан. Строительство началось со сноса храма и рытья гигантского котлована, который, кстати, стал прототипом для знаменитого произведения Платонова. На стройке работали тысячи рабочих, которые пропитывали грунт вокруг котлована битумом, забивали огромные сваи на глубину 22 метров и бесконечно откачивали воду — все-таки копали рядом с Москвой-рекой. Для каркаса разработали специальную высокопрочную марку стали «ДС» и в стахановском темпе начали сооружать основание. К 1941 году монстр поднялся на высоту десятиэтажного дома! Но тут грянула война, строительство заморозили, а каркас разобрали на нужды военной промышленности. В 1945 году стране было уже не до дворца. Фундамент долго и бесполезно зиял посреди Москвы, пока заливавшие его дожди не подсказали московскому правительству идею сделать в этой круглой яме бассейн.


Ищите кому отдать сайт на продвижение? Довертесь профессионалам компании .


Один комментарий

  1. Августа

    Прикольно! некоторые «цели» людей меня просто в смех выводят... на такую чушь стратиться столько денег.

Оставить комментарий